пятница, 4 марта 2011 г.

К докладу А. Кузнецова

Это аннотация доклада Алексея Кузнецова. Потом здесь же выложим видео с докладом и обсуждением.

Место: ауд. 28а (или 32) философского факультета СПбГУ.
Время: 7 марта с.г., 18.30.
Тема: Реконструкция телеологических понятий в шестых Логических исследованиях Э.Гуссерля.

Все мы знаем этимологию слова «телеология» - «наука о целях», я буду использовать это понятие в феноменологическом смысле – у Гуссерля можно выделить следующие виды телеологии – телеология опыта, этикотелеология и телеология истории философии. Все виды телеологии связаны между собой в порядке фундирования – то есть, как минимум, телеология опыта фундирует все оставшиеся. Именно этот фундирующий вид телеологии и является темой этого доклада. Я попытаюсь показать, что опыт структурирован телеологически-регулятивными понятиями. С точки зрения теории интенциональности – любой предмет – это результат наполнения интенции (Гуссерлевский термин – «Intenton-Erfüllung Prozess»). Все, данное как предмет, является результатом наполнение этого процесса. Наполнение было бы слепым и неустойчивым, если бы оно не было бы направляемо и мотивировано к очевидности и к согласованности. Эта направленность и есть импликации разума на уровне «трансцендентальной эстетики». Без телеологической направленности и согласованности опыт распался бы до «кучи явлений» (ein Gewühl von Erscheinungen (KdrV 111 A) - пользуясь выражением Канта), и мы бы не смогли бы быть в «мире». Может возникнуть впечатление, что все виды телеологии гетерономны по отношению друг к другу, я полагаю, что нет. То, что объединяет все виды телеологии или точнее действует в виде телеологически-регулятивных принципов как в опыте, так и в этике и истории, называется обычно одним словом – а именно разумом. К сожалению, в этом докладе этот вопрос будет только намечен в качестве рабочей гипотезы. Содержательно же будут реконструированы телеологические понятия, которые Гуссерль использует в ЛИ, а именно в 6-ом исследовании. Это понятия адекватной и абсолютной очевидности, интенциональности, процесса наполнения интенции и др. Также я попытаюсь разъяснить, почему восприятие, а именно интуитивно-чувственное созерцание, оказывается для Гуссерля предпочтительным и фундирующим типом схватывания (Auffassungsweise). Тогда станет понятно дальнейшее движение Гуссерля от проекта дескриптивной психологии к трансцендентальной феноменологии, и почему он разрабатывал в период между ЛИ и Идеями I (Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии) теорию о пассивных синтезах и теорию внутреннего сознания времени.

Также я хотел бы предложить обсудить два параграфа из 6-ых ЛИ – 37-ой и 38-ой.

Комментариев нет: