понедельник, 15 ноября 2010 г.

Онтология сознания Гуссерля и не-метафизический выход к бытию

Пугачева Людмила Геннадиевна

В работах Гуссерля обнаруживается проход к бытию – за пределы сущего как конституированного (выстроенного или обнаруженного сознанием) осмысленного мира. Абсолютная субъектность Гуссерля выступает как единство бытия и времени, но не нечто существующее во времени как предмет (В.И.Молчанов), что созвучно хайдеггеровскому Dasein как «экзистирующему сущему», которое «не является продуктом конституирования и рефлексии». Возможно, еще один момент в философии Гуссерля способствовует развитию философской мысли «за пределами сущего». Речь идет о множественности чистых трансцендентальных я, которые служат феноменологическими онтологическими основаниями деятельности монадического сознания и конкретного эмпирического я. Развивая идеи «другого» и «интерсубъективности», Гуссерль решает проблему объективного мира, чему имплицитно логически сопутствует множественность трансцендентальных я. Таким образом обоснованность множественности трансцендентальных я как бы подразумевается. Однако можно было бы возразить, что множественность трансцендентальных я является наследием структуры естественной установки сознания, а именно, обыденного восприятия и осознания как фрагментированного, опредмеченного, целенаправленного процесса, и поэтому должно быть подвергнуто феноменологической редукции. Отказ от множественности трансцендентальных я при сохранении множественности я монадических и эмпирических, не означает solus ipse, но ставит вопрос о бытийном смысле индивидуации. Основное следствие предлагаемой редукции: обнаруживается выход к бытию за пределами конституирования какого-либо сущего в непосредственной экзистенции чистого трансцендентального я – уникального в абсолютном смысле, составляющего суть хорошо знакомого, внутреннего, «домашнего» переживания жизни каждого человека.

Комментариев нет: