понедельник, 15 ноября 2010 г.

Событийный язык онтологии

Клеопов Дмитрий Алексеевич

Основные проблемы философии последнего века (времени, языка, другого…) центрированы относительно наличного события, которое происходит здесь и сейчас. Его схватывание и дескрипция требуют трансцензуса, схватывающее должно выйти за пределы схватываемого. "Нет и не может быть истории настоящего" – так обозначает проблему Рикер. Особенно важен трансцензус относительно времени, наиболее универсальной формы созерцания. Метафизика предлагает выход во вневременное, вечность. В результате мета-физика оказывается надстроена над отрицающей время физикой, оперирующей с иллюзорным, пространственно-подобным временем.
Но другой путь трансцендирования, идущий от события, а не от сущности, дает онтологии другой язык. Есть два взаимно дополнительных лика времени и событийности: время как длительность событий и как их порядок. Чтобы иметь смысл и даже просто сохраняться, события должны быть встроены в определенную структуру, имеющую форму нарратива, в котором временная и объяснительная составляющие практически неотделимы. Всякий проект, набросок являются нарративными структурами, предваряющими событие. Их актуализация требует обратного перехода, проецирования набросанной структуры в поток времени.
Так мы приходим к тезису Лейбница: " время есть отношение между вещами" (событиями). Это возможное отношение, несводимое ни к простой фиксации, ни к конструированию. Можно назвать его, вслед за Хайдеггером, ситуативностью бытия. Само время оказывается тем просветом, в котором открывается истина бытия – необходимость (со)творчества в событии (Er-eignis), взаимного о-своения мира и человека, обретения умения "связывать и развязывать".

Комментариев нет: