понедельник, 15 ноября 2010 г.

Модальная версия онтологического аргумента в свете воображаемой логики Н.А. Васильева

Горбатова Юлия Валерьевна

Онтологическое доказательство бытия Бога, предложенное Ансельмом, в ХХ в. получило новую жизнь в виде модального аргумента [Плантинга, 1970], существенным образом опирающегося на семантику возможных миров. Нам представляется естественным связать концепцию возможных миров с идеей Н.А. Васильева [Васильев 1911] о разделении эмпирических (устранимых) и неэмпирических (неустранимых) элементов в логике и проанализировать с этой точки зрения некоторые логико-философские аспекты МА.
Одной из важнейших предпосылок Плантинги является тезис о логической непротиворечивости самого понятия Бога, означающий, по сути, обязательное подчинение Бога законам классической логики (по крайней мере, закону непротиворечия). Но согласно Васильеву, закон непротиворечия имеет эмпирическое происхождение и не может быть механически перенесен в металогику. Если мы отождествляем «божественную» логику с металогикой, а последнюю полагаем паранепротиворечивой, то для модального аргумента это имеет фатальные последствия.
Дело в том, что МА существенным образом опирается на аксиому модальной системы S5: «Все, что возможно, возможно с необходимостью». На наш взгляд, эта аксиома подразумевает отождествление логической возможности с металогической, что, в общем случае, недопустимо.
В связи с этим возникает вопрос: что важнее – сохранить традиционное понятие Бога, потеряв при этом возможность доказать его существование вне миров с нашей эмпирической логикой, или доказать существование Бога во всех возможных мирах, которые можно помыслить, но пожертвовав классическим понятием Бога?

Комментариев нет: