понедельник, 15 ноября 2010 г.

Текст как опыт прикосновения к бытию

Почекунин Алексей Анатольевич

Magister dixit: «истина есть удостоверение [как бы] на ощупь (to thigein) и сказ». Язык обязан выразить бытие, на бытии же лежит обязанность выразиться в языке. Это же распространяется и на принцип существования текста. Известно, что онтология держится на принципе при-сущности, определяя дихотомическую бытийную дистрибуцию между сущностью и явлением, тем самым, располагая онтологию текста в гарантийных пределах адекватной репрезентации, то есть – выражения. Следует указать на нетранзитивный характер отношений между бытием и текстом, и попытаться найти альтернативные способы преодоления этой нетранзитивности. Но исходная данность для интерпретатора – не текст, а бытие. Текст лишь средство для вхождения в соприкосновение с бытием. Если мы говорим о понимании мира-в-тексте, то понимаем не текст, а человека, поскольку можно понимать что-то одно – или человека, или мир. Важно понять, что речь идет не о тождестве, а, скорее, о различии: когда мы истолковываем текст, например, через фигуру автора, дух времени, экзистенцию, страх влияния и т.п., то получается, что текст отсылает к творчеству, а творчество, будучи чем-то иным, чем текст, отсылает к нему, но не совпадает с ним. Происходит отсыл к чему-то иному, чем они сами есть, - все оказывается выражением чего-то иного, чем оно само. Такая несовпадающая гетерогенность и порождает запрос на посредника, отвечающего за понимание и транзитивность столь различных феноменов. Этот посредник – символ. Мы должны понимать не текст, а бытие посредством текста как символа. Иначе говоря, в ситуации антропологического прочтения бытия способность выражения бытийной содержательности просто исчезает. Речь идет о том, что императивом и принципом философии должно стать мышление бытия без проецирования на него человеческого облика, и наоборот, попытки транскрибирования человека на онтологических кодах. Философия должна мыслить бытие в его многомерной силе вызревания, а введение в онтологический сценарий человека ведет к опустошению и зашториванию лика бытия, патологическому желанию видеть повсюду Другого. Надо лишь поднять глаза, хотя «наши очи малы, но безбрежность мира меряют собой и в себя вмещают», и увидеть, что каждое «зернышко» творения связано друг с другом, и их конечное происхождение возводится к Единому/Целому. Как поэтично высказался Флоренский, мир надтреснут, и сквозь эти трещины видна лазурь вечности.

Комментариев нет: